Чулпан Хаматова
 
Новости  
Биография  
Театр  
Кино  
Другое  
Фотографии  
Интервью  
Ссылки  
Форум  
О Фонде  
 
Подари жизнь
 


  

 

 

 

     
Чулпан Хаматова > Интервью и статьи о Чулпан Хаматовой > «Профессия артиста в том, чтобы достигать небес»


 
 

«Профессия артиста в том, чтобы достигать небес»

На рижскую премьеру фильма «Бумажный солдат» в Ригу приехала Чулпан Хаматова, играющая там главную женскую роль. И, конечно же, попала в когти журналистов...

Фильм про интеллигентов

Картину пронизывает томительное ощущение перед первым полетом человека в космос. Откуда у вас такое точное чувство времени?

- На этом фильме был очень подробный подготовительный период, что большая редкость в кино. Только фильм «Девять дней одного года» мы смотрели раз пять. В эпоху мы пытались внедриться.

Часть зрителей приняла фильм, а часть от него отвернулась. Почему?

- Ну... должно быть так. Кому-то было скучно, кто-то не понял, кто-то увидел, что режиссер самоутверждается, кто-то увидел в этом подражание папе. Но попытка сделать что-то настоящее со стороны Германа была подлинной. И мне кажется - она получилась. А срослось у зрителя или не срослось - это уже неважно.

Ваш режиссер Херманис, например, вышел перевернутый и сказал: какой потрясающий фильм, потому что он про интеллигентных людей. Такого он давно уже не видел. Картина никого не смешит, ничего не доказывает, ни перед кем не лебезит. Просто рассказывает...

И свою роль в «Бумажном солдате» я очень люблю.

Дарящая жизнь

В одном из интервью по поводу фильма вы сравнили нынешнее время с тем застоем, который начался после «хрущевской оттепели». Как вы ощущаете эти «заморозки» XXI века?

- Зритель пошел чудовищный, к сожалению. Не хочет думать. И не может. Разучился. Скоро у нас не будет зрителя. Потому что телевидение гасит все живые импульсы... У нас давно нет живых эфиров. И мне, например, страшно. Потому что мне казалось, что мы начинаем жить в свободном обществе, а на самом деле ничего подобного.

А в чем эта несвобода ощущается?

- Потому что присутствует только одна точка зрения. Остальные никогда не будут услышаны, потому что будут так или иначе задавлены. Несвобода - в страхе людей: пусть у нас нет детского хосписа, пускай дети умирают дома, но мы не будем поднимать в прессе волну против чиновников минздрава. И это позиция врачей.

Почему? Потому что будет хуже - они могут нас наказать, и для детей это будет хуже. Мне от этого становится просто страшно.

(Дело в том, что несколько лет назад Хаматова учредила фонд помощи детям, больным раком крови, «Подари жизнь». С тех пор как она повела борьбу за детские жизни, ее собственная изменилась.)

- Да, я сама изменилась. Ценность жизни стала другой. Приоритеты, которые в голове, личные проблемы - все стало другим. Собирать деньги для этих детей - та же работа. Как любая другая: трудная - не трудная, нравится - не нравится, но все равно есть какой-то смысл, ради которого я и все мои друзья это делаем.

Вернись, Алвис!

- Я служу в театре «Современник», играю там в двух спектаклях. И в двух спектаклях в Театре Наций у Евгения Миронова - «Бедная Лиза» и «Рассказы Шукшина», с которым мы приедем в Ригу в сентябре.

Как у Алвиса Херманиса получилось?

- Удалось стопроцентно. Просто двести, триста! Мы анализировали, кто бы мог поставить лучше, но так и не нашли ни одного русского режиссера, который мог бы так услышать, прочитать то, что смог поймать Алвис.

Он сразу сказал: «Вы вообще не понимаете, что Шукшин - это ваша валюта, ваш золотой фонд». Когда мы приступили к репетициям, то с удивлением обнаружили, насколько он талантливый писатель. Его литература тонкая, нежная, чуткая.

(Честно говоря, странно было слышать такие признания по поводу Шукшина. Это ж какая слепота в руских людях: должен приехать иностранец и открыть им глаза на национальное достояние. - Прим. авт .)

- Для меня работа с Алвисом была потрясением. Актеры были счастливы с ним работать. Мы рыдали, когда закончился репетиционный процесс. И сейчас очень тоскуем по Херманису.

В чем суть его режиссерского подхода?

- В любви. Он любит людей. И актеров любит. Уважает. Разрешает ошибаться. Готов сам ошибаться.

А московские режиссеры не любят актеров?

- Тоже любят, конечно, но не так. ( Смеется .)

Свое лицо

Чулпан, вы татарка, причем известная и популярная. Не предлагают ли вам татары или вообще мусульмане Москвы стать, условно говоря, «лицом общины»?

- Один раз я пришла к ним в культурный центр, где они стали говорить со мной по-татарски. Знаете, я очень люблю Казань (это моя родина), я люблю Волгу, своих друзей, но я не говорю по-татарски, потому что выросла в такое время, когда у меня не было возможности даже учиться татарскому языку в школе. У меня и родители не говорят по-татарски.

В общем, они обиделись, хотя я извинилась и сказала, что их не понимаю. Но они настойчиво продолжали меня спрашивать на татарском языке, так что мне пришлось встать и уйти. Потому что мне увиделась в этом какая-то странная провокация. Хотя с Шаймиевым (президент Татарстана) у нас хорошие отношения...

А лицом я ничьим не буду никогда! Кроме собственного. Потому что за свое я могу отвечать, а за все остальное - нет.

Но актеры становятся лицами брендов.

- Это реклама, это коммерческий проект (в 2005-м Чулпан снялась в рекламе корейских часов Romanson. - Прим. авт .). Все знают, что за это мне заплатили. Это часть моей профессии.

Крупным планом

Вы говорили в одном интервью: «Кино - непонятный для меня мир, в котором от тебя ничего не зависит». Это так?

- Я согласна с этим. Я привыкла быть хозяйкой на сцене. Ты выходишь и заставляешь зрителя слушать, затаив дыхание, или смеяться. А в кино ты одна из составляющих частей - такая же, как оператор, ассистенты, осветители, гримеры... Твоя личность стирается, потому что ты не можешь отслеживать, что из этого получится.

Я обожаю кино из-за того, что ты знакомишься с новыми людьми, путешествуешь, еще при этом зарабатывая деньги - большие, чем в театре. Но что касается творчества в кино, на мою долю очень редко это выпадало. В основном кино - это бизнес, и достаточно жесткий.

Мне кажется, вы скромничаете, снижая роль актера в кино.

- Не скромничаю, это данность. Кино - это не искусство актеров. Будут шикарные актеры и плохой оператор - что тогда? Все равно достоинства игры никто не увидит. А бывают средние артисты, которые вытаскивают картину до состояния шедевра - потому что были шикарный оператор, режиссер и так далее.

Скажите, съемки крупного плана в кино - для вас это несколько иное измерение, чем на общем? Тут ведь в идеале надо очень точно сработать. Лишний раз не дернуть щекой...

- Этим хорошо владела Марлен Дитрих, кто угодно. Они знали ракурсы, знали, как работает бровь, уголок рта. Как в этот момент дышит мочка уха. И все это работало на образ. Это отдельная профессия, которой негде сейчас научиться. Это должна быть одна звезда на площадке, и все, включая режиссера и оператора, подчиняются ей. Она диктует, как ее снимать.

Я этого не умею, и мне это неинтересно. Я думаю, что вообще профессия артиста не в этом. Она в том, чтобы... достигать небес. Все равно это творчество, ты художник - как любой человек, который пишет картину, книгу. Артист пишет в этот момент летопись ощущения собственного мироздания, соединенного с персонажем. Это мой личный взгляд на эту жизнь, включая персонаж.

Много ли вы смотрите российского кино и каким оно вам кажется?

- Я много смотрю российское кино. Оно разное, и это прекрасно. Оно развивается - как-то. Могло бы и лучше развиваться, если бы люди, от которых зависят деньги, понимали, что кинематограф не только для того, чтобы заработать здесь и сейчас, а еще это некая хроника сегодняшнего дня. И важно оставить после себя не только формальные ценности, но и ценности, связанные с культурой.

 
   
   
 
 

Объявления



Дорогие гости сайта! Если у вас есть старые журналы или газеты с интервью Чулпан Хаматовой, фотографии, старые театральные программки и т. п., или вы знаете, где такие материалы можно найти – пожалуйста, напишите нам: info@khamatova.ru. Давайте вместе сделаем сайт интереснее!

 

 

 
   

 

 

     Сайт является неофициальным.
     Авторы сайта не знакомы с Чулпан Хаматовой и не имеют
     возможности передавать ей какую-либо информацию или получать ее.

     Если Вы желаете сообщить ей что-либо лично, обращайтесь

     на официальный сайт театра "Современник".