Чулпан Хаматова
 
Новости  
Биография  
Театр  
Кино  
Другое  
Фотографии  
Интервью  
Ссылки  
Форум  
О Фонде  
 
Подари жизнь
 


  

 

 

 

     
Чулпан Хаматова > Интервью и статьи о Чулпан Хаматовой > Любовь без слов


 
 

Любовь без слов

Хореографическая новелла Аллы Сигаловой «БЕДНАЯ ЛИЗА» в Театре наций — самая долгожданная премьера сезона.

Автоответчик Аллы Сигаловой говорит на латышском, но она уже в Москве, прилетела из Риги поздним рейсом. Ночью по дороге из аэропорта в супермаркет, оттуда домой, к детям, с утра пораньше в школу-студию МХТ, к студентам. В Риге у Аллы муж (режиссер Роман Козак, ставит «Игроков» Достоевского, а она как хореограф помогает ему со сценой игры в рулетку). В Москве — остальная жизнь и «Бедная Лиза». На 28 февраля назначена генеральная репетиция («А как же ваш юбилей?» — «Что? Юбилей? Работа!»), 4 марта — премьера.

Исполнители в бегах и разъездах. Чулпан Хаматова играет «Рассказы Шукшина» в Москве, устраивает благотворительный концерт в Санкт-Петербурге и снимается в кино в Португалии. Андрей Меркурьев репетирует с оркестром в Большом и танцует со Светланой Захаровой в концерте в Вильнюсе. «Идет рабочий процесс, — констатирует Сигалова. — Я не люблю, когда у моих спектаклей нормальная температура, они жизнеспособны только с температурой 40°С. Я не понимаю, зачем долго разговаривать. Нужно просто работать!»

Эта «Бедная Лиза» — дальний потомок Карамзина. С прозой XVIII века в конце XX века произошли метаморфозы. В 1976 году появилась опера — первая проба пера композитора Леонида Десятникова. Оперу сразу же поставил на сцене друг Десятникова, режиссер Юрий Борисов. А через 30 лет, в начале нашего века, Алексей Гориболь спродюсировал запись оперы на CD. Диск услышала Алла Сигалова. Опера превратилась в балет. Но в главном «Бедная Лиза» осталась верна себе. Сюжет — о любви. Финал — трагический.

В ответ на вопрос, как участвует композитор Десятников в постановке своего произведения, Сигалова хохочет. И вспоминает, как во время работы над спектаклем «Эскизы к закату» она позвонила композитору и спросила, можно ли как-то изменить печальный финал, сделать так, чтобы герои оставались в живых. Ответ Десятникова ее сразил: «А тебе известны другие варианты финала?» В общем, в этот раз обошлись без вопросов. Хореограф и композитор договорились встретиться на премьере.

С Чулпан Хаматовой Алла Сигалова планировала работать давно. Все не было достойного материала. А вот солист балета Большого театра Андрей Меркурьев возник в проекте спонтанно. «Я пришел на «Золотую маску», ко мне подошли Сигалова с Хаматовой, и Алла сказала: «Вот твой Эраст, Бедная Лиза!» Я понятия не имел, какой такой Эраст. Фандорин что ли?» — рассказывает Меркурьев о своем назначении на роль. «Вообще-то я своим временем дорожу, — уже серьезно продолжает Меркурьев. — Мой принцип: не расходовать себя по пустякам. «Бедная Лиза» — это не эксперимент, это выстрел!»

Аллы Сигаловой нет в зале. Чулпан Хаматова и Андрей Меркурьев снимаются без нее. Но ровно через 15 минут после того как Чулпан входит в балетный класс, раздается звонок. Это Сигалова. Все под контролем! Чулпан прилежно выслушивает монолог и только радостно добавляет в финале: «Обязательно поцелую Андрюшечку, если он не будет крючиться!» «Крючиться» — это уже собственный язык трио, возникший за время совместной работы. В данном случае переводится как «сопротивляться». Никакого негатива. Андрюшечка и вправду поцелован. Один раз. В щеку.

Чулпан признается: «Знаете, Алла представляется мне английской наездницей со стеком в руке. Чуть что не так: щелк, щелк!» Известная своим перфекционизмом, Чулпан пытается снизить градус накала. «Я люблю делать все, что не умею. Я пою в душе и танцую на дискотеке, — но тут же поправляется и продолжает предельно искренне: — Мне очень важно быть в форме, не подвести. Если честно, все, что было со мной до этого на сцене, не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит сейчас. 90 процентов времени — стресс! У меня, как на взлетной полосе, закладывает уши, когда я бегу по сцене!» Чулпан рассказывает, что снимает каждую репетицию на видео, а потом многократно просматривает материал и выполняет «работу над ошибками». «Знаете, я всегда считала, что у меня очень выразительные руки. Так вот, оказалось, что это совершенно не так! Сейчас я делаю специальную гимнастику для рук. В танце жест — это текст. Я должна быть готова прочесть этот текст, сочиненный Сигаловой», — беспощадно заявляет она.

На помощь Чулпан спешит партнер Андрей Меркурьев: «Я приучен еще в хореографическом училище отвечать на вопрос: «Как ты подашь балерину?» Достойно подать Чулпан — вот моя главная задача. В «Бедной Лизе» живые, настоящие эмоции. Танец с актрисой — это совершенно другой уровень драматизма. В классическом балете все эмоции в мимике, через край, так, чтоб на галерке было видно. Здесь все тише, на уровне партера, и от этого все сложнее и драматичнее».

Эта Бедная Лиза не продает ландыши, не вышивает крестиком и даже не плачет у пруда. Нет природы, нет деревни. Нет даже богатой дамы, которой соблазняется Эраст. «При чем тут еще богатые женщины? — недоумевает Меркурьев. — Это история про отношения двоих!» Действие происходит в кинотеатре. В зале и на экране. Ритм жизни современного города. А исполнители даже по современным меркам уже давно выросли из возраста эмоциональной инфантильности. И все равно обещают наивность, и все равно сентиментальность и чистоту.

Никто из участников ни разу не употребил слова «авантюризм». Наверное, потому, что авантюризма ни звезда балета, ни кино- и театральная звезда позволить себе не могут. Раскрывшаяся в этом сезоне совершенно неожиданно в постановке Алвиса Херманиса Чулпан и прославившийся в балетах Ратманского Меркурьев действуют как два опытных профессионала, жадно осваивающие новые высоты. Их слава, умение, опыт и уверенность в себе, по счастью, придают им смелости и азарта. Но это смелость и азарт бывалых гладиаторов.

Чулпан и Андрей позируют, лежа на полу танцевального зала, многократно отражаясь в зеркалах. Чулпан смотрит на Андрея и спрашивает у фотографа: — «Мне надо приставать к нему?» «Да!» — настойчиво требуют фотограф Головкин, стилист Аничкина, а визажист и парикмахер даже вскакивают со стульев, чтобы посмотреть, как это будет. Выглядят эти приставания весьма целомудренно. «У вас есть интимные сцены?» — тотчас интересуется общественность. Но ни он, ни она не удостаивают публику ответом.

 
   
   
 
 

Объявления



Дорогие гости сайта! Если у вас есть старые журналы или газеты с интервью Чулпан Хаматовой, фотографии, старые театральные программки и т. п., или вы знаете, где такие материалы можно найти – пожалуйста, напишите нам: info@khamatova.ru. Давайте вместе сделаем сайт интереснее!

 

 

 
   

 

 

     Сайт является неофициальным.
     Авторы сайта не знакомы с Чулпан Хаматовой и не имеют
     возможности передавать ей какую-либо информацию или получать ее.

     Если Вы желаете сообщить ей что-либо лично, обращайтесь

     на официальный сайт театра "Современник".