Чулпан Хаматова
 
Новости  
Биография  
Театр  
Кино  
Другое  
Фотографии  
Интервью  
Ссылки  
Форум  
О Фонде  
 
Подари жизнь
 


  

 

 

 

     
Чулпан Хаматова > Интервью и статьи о Чулпан Хаматовой > "Не хватает простого героя"


 
 

"Не хватает простого героя"

Ведущая актриса московского театра "Современник", снявшаяся почти в 30 кинофильмах, поговорила с "Выходным" о деньгах, властителях умов и логике жизни.

Когда она входит в кадр, там сразу появляется жизнь. Может, это энергетика, может, дар, может, итог кропотливой работы, а может, всё вместе. Наверное, поэтому такой человек, как она, сразу выходит за рамки любых условностей – сценических или тех, что задаются обществу нашими СМИ. Глянец и телевизор приучил нас к звездам, которые стараются перещеголять друг друга в тратах и кутежах – а вот у Чулпан Хаматовой другие идеи самореализации.

К каким проблемам вы хотели бы привлечь внимание общества?

- С 2005 года в моей жизни появился фонд «Подари жизнь», и с тех пор я только и делаю, что привлекаю внимание людей к проблеме детского рака крови. Если в конце моей жизни все люди в нашей стране будут знать, что детский рак лечится, что это не смертельный приговор – я буду счастлива.

Как возникла идея фонда?

- Началось все с того, что вокруг меня появились люди, которым очень захотелось помочь. Это прежде всего врачи, которые борются за здоровье каждого ребенка, и эти врачи оказались в ситуации, когда они выполняли функции не только врачей, но и фандрайзеров, то есть собирали средства на лекарства, нужные детям. Это автоматически передалось мне, а я автоматически передаю людям вокруг меня. За три года работы фонда произошел невероятный скачок, появились люди, которые сами предлагают серьезную помощь, денежную помощь. В фонде работают 250 волонтеров, которые постоянно приходят к детям, многие приходят сдавать кровь.

Насколько ваши коллеги-актеры помогают?

- Год назад к нам в фонд пришел Артур Смольянинов, и с тех пор там и остался. Теперь нас трое: Я, Дина Корзун и Артур Смольянинов. Гоша Куценко в последний год тоже очень часто приходит. У него в клиниках есть друганы, с которыми он переписывается по SMS. В прошедшем году он пришел в больницу 31 декабря, в 10 часов вечера, поздравить всех с Новым Годом. Мамы были в восторге, дети визжали. Видимо, сам Гоша остался без Нового Года: ведь за два часа в больнице, конечно, всех не обойти. А не артистов - людей, заслуживающих внимания намного больше, чем мы, в фонде значительно больше.

Насколько важно для артиста быть открытым миру? Мы видим сейчас то, что происходит в Газе, откуда приходят ужасные кадры, в то время как здесь люди спокойно ходят в кино, в рестораны. Актеры – люди эмоциональные, может быть, им стоило бы держаться от всего этого подальше?

- Я, честно говоря, не смотрю телевизор и новости – из чувства самосохранения. Всему миру не помочь, а конкретной теме, которой мы занимаемся, помочь можно. И от этого ощущения другой взгляд на все. Глядя на снимки из сектора Газа, я понимаю, что никак не могу повлиять на военные действия и никак не могу спасти людей. А в фонде у меня совершенно другая направляющая моей энергии – позитивная, я уверена, что этим детям можно помочь, я вижу тех детей, которым врачи уже помогли, и понимать, что дети умирают только оттого, что у их родителей не хватило денег, мне очень мерзко, стыдно, противно. Эта история меня двигает, побуждает к действию.

У кого вы бы ни в коем случае не приняли пожертвование?

- Нет, меня судьба миловала, у меня нет таких людей, о которых я, держа свечку, знала, что они проклятые злодеи, и все их поступки страшные. Это всего лишь деньги, которые могут спасти жизнь ребенку.

Во время кризиса, мне кажется, люди стали обращать больше внимания друг на друга, на корпоративах, например, теперь сплошь и рядом не приглашенные артисты, а люди сами развлекают друг друга. Открываются новые таланты.

- Ну и прекрасно, это и должно было произойти. Было понятно, что абсурд, который творился у нас в стране с деньгами, с ценами должен когда-то прекратиться, потому что это нелогично. Это вне логики жизни, вне любой логики. Когда я пришла в магазин, ко мне сразу подлетела женщина, ответственная за ВИП-клиентов, и когда я выбрала туфли, она с ужасом посмотрела на меня и сказала: «Но вы же этого не купите!» На мой вопрос «Почему?» она ответила: «Но они же такие дешевые». Я поняла, что мы просто с ума сошли. Мы не радуемся, что туфли такие дешевые, мы переживаем по этому поводу.

Звезды в кино у нас есть, а вот героев по-настоящему немного. Какого героя, как вы считаете, не хватает современному зрителю? Могли бы вы описать этого героя?

- Не хватает простого героя, самодостаточного, героя, который сам смотрит на себя.

В «Бумажном солдате» вы, как входите в кадр, все оживает. Все остальные герои этого фильма, на мой взгляд, мертвецы.

- На мой взгляд, не мертвецы, у меня другой взгляд. Может быть, вам так показалось потому, что я уже второй раз снимаюсь у Германа, знаю, как его раскодировать, а другим артистам было сложнее. Главный герой так и задумывался Германом…

Не знаю – когда вы в кадре, все живет, даже если виден только ваш затылок.

- А вот женщины говорят обратное.

Чего-то они не понимают, эти женщины. Может, это гламурные женщины?

- Нет, это хорошие женщины, образованные, насколько можно женщине быть образованной головой, творческие. На мой взгляд, главная проблема в том, что на сегодняшний день основные продюсеры, каналы, телевластители умов считают наше население быдлом. Некое стадо, которое будет хавать то сено, которое в него вложат. Это очень сильно мешает нам всем: и населению, которое совершенно не быдло, и хавает только потому, что альтернативы нет. Творческой интеллигенции, которая еще как-то дышит, такое отношение тоже мешает, потому что не пробиться с проектами, более-менее наполненными смыслом, с новыми героями и героинями. На мой взгляд, в этом основная проблема, но она тоже разрешаемая.

По-вашему, люди ждут от кино чего-то большего?

- Мне кажется, да.

Нас ведь убеждают в том, что люди получают то, чего на самом деле ждут.

- Мне кажется, это заблуждение - оглядываться на массы. Люди - это не массы, они все разные. Эти массы, которые делают рейтинги на всех каналах – это еще не показатель всего народа. Весь народ, может быть, перестал телевизор смотреть. Поэтому и не появляется фильмов про героев – потому что кажется, что они никому не нужны.

Я читал вашу колонку в «Известиях» о том, как специально для вас в телепрограмме Первого канала «Розыгрыш» устроили за 100 тысяч долларов теракт. Это было сразу после Беслана.

- Да, таков цинизм нашего времени.

Как возникла идея сотрудничества с Михайловским театром?

- Мы к этом театру давно приглядывались. В прошлом году у нас даже была идея сделать в Михайловском театре наш традиционный концерт. 1 июня, в День защиты детей, мы обычно делаем концерт в театре «Современник». Потом мы поняли, что это будет слишком дорогостоящее предприятие – везти в Питер актеров, их размещать – лучше эти деньги на детей потратить. И вдруг потом раздается звонок Дениса Матвиенко, и он предлагает идею провести два благотворительных вечера. У нас много таких звонков от отдельных людей, компаний, корпораций раздавалось, предлагавших за наш счет что-то сделать, и мы часто ошибались, давали свое имя. Люди говорили «мы вам сделаем», а делали в итоге мы сами, чтобы не опозориться, затрачивали много сил, а результаты были не очень хорошие. Мы поняли, что в любом случае надо проверять, и сейчас стали много выборочнее, жестче. Михайловский театр – идеальный для нас партнер, потому что они делают концерт сами, это их инициатива, а дети в фонде «Подари жизнь» получат деньги.

С кем вы еще сотрудничаете?

- Недавно у нас был аукцион современного искусства в Кремле. На аукцион согласились отдать свои работы самый дорогие на сегодняшний день художники, включая Илью Кабакова. Какие-то работы отдавались под эстимейт – то есть художник в случае продажи получал небольшую гарантированную сумму – ведь это серьезный рынок со своими законами. А некоторые художники – Файбисович, Виноградов и Дубосарский, - просто бесплатно отдали картины, и все, все деньги пошли на детей. Мне это было очень приятно, потому что я думала, что современное искусство вообще не имеет отношения к понятию «духовность». Теперь я больше о нем узнала, и испытала - антипод слову «разочарование». Очаровалась. Со Сбербанком мы запустили первую в России благотворительную карту VISA «Подари жизнь», благодаря которой можно будет автоматически переводить деньги на счет фонда – небольшие деньги, но это не будет занимать никакого времени. Компания «Аэрофлот» отдала нам все свои мили, от которых отказываются участники программы «Аэрофлот-бонус». Это большая помощь, потому что за счет этой программы мы теперь можем отправлять детей и мам на лечение, а также привозить врачей из провинции на учебу в Москву. Театр Дмитрия Крымова делает спектакль в пользу фонда, а в Российском академическом молодежном театре всегда стоят наши cash-боксы. В этом театре работает известная актриса Нелли Уварова – очень тонкий, чуткий человек, которая неоднократно устраивала различные акции в больницах. Есть еще много людей, певцов, артистов, о которых я просто не успею рассказать.

Какие ваши творческие идеи еще не осуществлены?

- Какая-то я очень ленивая, видимо, артистка. У меня были какие-то мечтания в юности… Самое главное, что мне хочется реализовать на сегодняшний день – это чтобы был построен центр, который начал строить Путин. Чтобы в 2011 году, как обещает наше правительство, он открылся, и дети не умирали. Сейчас некоторые из них не имеют возможности получить лечение, потому что нет мест в больнице, а у фонда не хватает денег отправлять всех детей за границу. Хотелось бы, чтобы этот центр открылся, и шанс на выживание получали бы все дети.

Это во многом зависит от вашего творчества, потому что оно в чем-то определяет духовную атмосферу, в которой мы живем.

- Да. Мы выпустили сейчас спектакль «Рассказы Шукшина» с прекрасным режиссером из Риги Алвисом Херманисом, с блистательным актером Евгением Мироновым – я не люблю слова «гениальный», но к нему оно подходит. Мы приедем к вам в Питер, и будем играть его в первых числах апреля.

Вы со своими дочками что читаете?

- Все подряд читаем. Сейчас, например, читали книгу Элинор Портер про Полианну, читали про кошку Томасину, параллельно читаем про Рождество.

Чего еще в жизни вы хотели бы добиться?

- Я бы хотела добиться сохранения какого-то внутреннего баланса в самой себе, потому что благодаря этому мои поступательные движения в помощи кому-то гораздо эффективнее. Потому что когда я дисгармонична, я ни с чем не справляюсь, а когда я в гармонии, как-то все само собой происходит.

То есть вами движет гармония?

- Не знаю. Она не мной движет, а я ей движусь, я к ней стремлюсь. Но мне кажется, это основной фактор нашей жизни, я бы пожелала этого всем людям. Неважно, какие проблемы вокруг тебя, а важно то, как ты к ним относишься. Очень часто происходит так, что какие-нибудь мелкие неурядицы мы воспринимаем так, как будто это большие трагедии, и это неправильно. Начинается все с элементарного: со слов «здравствуйте», «извините». Уступите дорогу пешеходу, улыбнитесь в метро.

Чулпан Хаматова - ведущая актриса московского театра «Современник» (спектакли «Три сестры», «Мамапапасынсобака», «Гроза», «Голая пионерка» и «Антоний&Клеопатра.Версия»). Снялась почти в 30 кинофильмах (из последних «Бумажный солдат», Hanna’s Words, «Домовой», The Rainbowmaker). Заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, премий «Тэфи», «Кумир», «Золотой Орел», «Золотая маска» и других. Награждена Орденом Дружбы. В 2006 году вместе с Диной Корзун учредила благотворительный фонд «Подари жизнь!», миссия которого – помощь детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями.

23 и 24 января в Михайловском театре пройдут два благотворительных вечера балета в помощь фонду Чулпан Хаматовой и Дины Корзун «Подари жизнь». В программе благотворительных вечеров – два балета: «Кармен-сюита» Альберто Алонсо на музыку Бизе–Щедрина и «Шехеразада» Михаила Фокина на музыку Н.А. Римского-Корсакова. Фарух Рузиматов, Анастасия и Денис Матвиенко в сопровождении Имперского балета под руководством Гедеминаса Таранды выйдут в своих коронных партиях.

Под опекой фонда «Подари жизнь» находятся дети с онкологическими и гематологическими заболеваниями из четырех клиник: Федерального центра детской гематологии, Российского научного центра рентгенорадиологии и Научно-практического центра медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы, НИИ нейрохирургии имени академика Н.Н.Бурденко РАМН. Один из самых дорогих методов лечения гематологических заболеваний - трансплантация костного мозга, которую делают лишь тем пациентам, которые наверняка без нее погибнут. Операция проводится бесплатно для пациентов в том случае, когда есть родственный донор костного мозга. К сожалению, только у 25% пациентов есть родственники, которые по показателям совместимости могут стать донорами. Для снижения риска развития смертельно опасного иммунного конфликта донорского костного мозга с организмом реципиента необходима специальная очистка трансплантата, которая стоит около 10 тысяч евро. Средства, собранные на благотворительном вечере в Михайловском театре, будут перечислены на покупку этих жизненно необходимых реактивов.

 
   
   
 
 

Объявления



Дорогие гости сайта! Если у вас есть старые журналы или газеты с интервью Чулпан Хаматовой, фотографии, старые театральные программки и т. п., или вы знаете, где такие материалы можно найти – пожалуйста, напишите нам: info@khamatova.ru. Давайте вместе сделаем сайт интереснее!

 

 

 
   

 

 

     Сайт является неофициальным.
     Авторы сайта не знакомы с Чулпан Хаматовой и не имеют
     возможности передавать ей какую-либо информацию или получать ее.

     Если Вы желаете сообщить ей что-либо лично, обращайтесь

     на официальный сайт театра "Современник".