Чулпан Хаматова
 
Новости  
Биография  
Театр  
Кино  
Другое  
Фотографии  
Интервью  
Ссылки  
Форум  
О Фонде  
 
Подари жизнь
 


  

 

 

 

     
Чулпан Хаматова > Интервью и статьи о Чулпан Хаматовой > "Она его любит!"


 
 

"Она его любит!"

Есть такие актеры (впрочем, их совсем немного), одно участие которых в фильме само по себе уже свидетельствует о его высоком художественном уровне. Чулпан Хаматова принадлежит к числу этих избранных - она никогда не обманывает ожиданий зрителей. Чувство профессиональной ответственности и тонкий вкус, присущие ей, являются лучшей гарантией для публики: это будет хорошее кино. В «Бумажном солдате» Алексея Германа-младшего Чулпан Хаматова играет главную женскую роль - это лучшая рекомендация для картины.

В картине Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат» мастерски воссоздана атмосфера эпохи - самое начало 60-х, «оттепель», предощущение великих открытий и свершений, ожидание полета первого человека в космос. А что это время лично для вас?

- Что для меня эта эпоха?.. Прежде всего, для нашей страны это, конечно, время новых надежд, которые возникли в обществе в тот период. Это такое понятие, как шестидесятничество. Возрождение к новой жизни, когда стало немножко легче дышать. Это настоящий взрыв в искусстве: в музыке, живописи, кинематографе и в особенности в поэзии. Казалось, что вот-вот мы заживем по-новому, страна заживет по-новому - очень перекликается с сегодняшним днем, на мой взгляд. То же самое! Тоже, кажется, что вот сейчас все наладится и мы заживем по-другому. Ан нет: что-то такое случается, что жить по-новому не получается - живем все в том же государстве, все с теми же нашими комплексами. Словом, для меня как для человека, непосредственно связанного с культурой, эпоха шестидесятых занимает особое место. Вот есть такая веха, как всплеск Серебряного века, и есть шестидесятые с их воплощением в искусстве, и это время отраженно во мне пульсирует. Впрочем, думаю для любого человека, в том числе и не имеющего прямого отношения к искусству, тема больших надежд, которые переживала наша страна в шестидесятые, будет воспринята как актуальная. И в начале двухтысячных казалось, что есть какой-то подъем и все пойдет по-иному - и в нашей жизни, и в театре, и в кино. Ничего по-новому не пошло.

Что бы вы могли сказать потенциальному зрителю «Бумажного солдата», который хотел бы пойти на этот фильм, но не знает, чего от него ожидать?

- Не ходить! Потому что если хочет человек пойти, то пусть идет. А если ему нужны какие-то побуждающие импульсы, то к этой картине лучше вообще не прикасаться. Есть одна такая женщина, которая обожает артистов и всем нам носит подборки публикаций критиков. Я сама за отзывами в прессе не слежу, но моя мама как-то на днях начала перелистывать одну из таких подборок, и я, вернувшись домой с репетиции, наткнулась на статьи о «Бумажном солдате». Тут надо сказать, что эта картина заняла особое место в моей душе. Есть вещи для меня безоговорочные, таким фильмом был и остается для меня «Лунный папа», это произведение искусства. Аналогично - к «Бумажному солдату» нельзя относиться плохо, потому что это - произведение искусства. А поняли вы - не поняли, идите сами в себе разбирайтесь. И тут я прочитала, что пишут эти люди, и поняла, что это какое-то ... шарлатанство, чем занимаются критики в нашей стране! Если вы до такой степени злобны внутри (я сейчас не говорю даже о профессионализме), злобны настолько, что не можете разглядеть в потоке сегодняшнего кинематографа что-то стоящее, то вы просто-напросто профнепригодны. И мне не хочется никого уговаривать, никаких давать маячков - почему надо смотреть картину, категорически не буду. Неинтересно? Не ходим и не смотрим, и не прикасаемся, выходим из зала! Не попало - значит, не попало! Это очень странное кино, которое можно или принять, или пройти мимо - третьего не дано, Оно не заставит вас задуматься, если вы не открыты к нему, ни над собой, ни над страной - ни над чем. Провокаций там нет никаких, нет того, чем грешит современное искусство.

Вы не считаете, что ваша героиня эгоистична в своей любви, что она собственница?

- Напротив, она ведь после смерти мужа привозит вторую героиню, эту девочку, которая была в него влюблена, к себе домой. Она не эгоистична, а жертвенна в своей любви и благородна. Фильм прекрасен тем, что он рассказывает об интеллигенции в том высоком смысле этого слова, понимание которого есть в каждом из нас. Она готова любить и готова переступить через себя, чтобы помочь другому человеку. Две соперницы в любви не рвут героя на части. Может быть, у юной героини больше этого собственничества, она плачет, у нее истерики. А моя героиня, приехав из Москвы за тридевять земель и увидев мужа со своей соперницей, ведет себя очень достойно, сдержанно и мудро. Она приехала только лишь для того, чтобы быть рядом с мужем, ничего от него не требуя, единственная ее просьба - переночевать здесь, потому что на Байконуре ей просто не к кому больше идти. И она готова наутро отправиться обратно. Здесь нет банальной дележки мужчины двумя женщинами: она приехала, чтобы помочь человеку, которого любит. Когда герой говорит: «Вы меня замучили!» - она отвечает: «А ты разберись, и я уеду». Она слишком хорошо знает своего мужа, чтобы оставить его одного в таком состоянии. Я не согласна, что она эгоистична, так декабристки поступали. Она готова простить ему даже измену и закрыть на все глаза, чтобы быть с ним дальше. Мне кажется, если бы она считала, что у мужа с этой провинциальной девочкой что-то серьезное, она бы сама уступила дорогу. Но она прекрасно понимает, какую часть его жизни занимает эта девушка и что она для московского врача.

Кто в этой истории главный герой Даня? Он действительно выдающийся врач или обыкновенный человек, попавший в необыкновенные обстоятельства и мучающийся от своего несоответствия масштабу тех проблем, которые ставит перед ним жизнь, от непосильности этой ноши?

- Она его любит и не анализирует, кто он, eй все равно - гений он, не гений. Он врач, который честно делает свое дело, в сомнениях страшных, но, тем не менее, деваться ему некуда. Он вынужден существовать именно в таком режиме, и она должна быть рядом. Она пытается его отговорить и не бросаться в это пекло, но у нее ничего не получается.

На мой взгляд, Даня - это классический пример рефлексирующего интеллигента, который и на пустом месте выдумывает проблему, а уж если она есть, раздует ее до вселенских размеров. Он все усложняет, бесконечно занимается самоедством. Такой человек, наверное, идеален в качестве друга, но как муж - это тяжкий крест?

- Наверное, в этом смысле вы правы. Поэтому-то она вся такая стальная. У нее практика жизни такова, она выбрала себе такую судьбу, такой удел. Это уже какая-то мегалюбовь, я, например, такой любви не знаю. Я бы очень хотела так любить, но не знаю, способна ли на это - любить до такой степени.

Принято считать, что жене талантливого мужчины следует держаться несколько в тени, что она должна быть жертвенна и скромна в своих амбициях, но вы играете женщину яркую, выдающуюся...

- Да, как женщина она выдающаяся личность. И для нее, конечно же, Даниил - талантливый человек, она живет ради него. И тем не менее это яркая женщина. У меня есть любимая сцена - на даче, где герой при всех кричит на меня, при друзьях несправедливо обижает мою героиню. Но она делает вид, что ничего не произошло, разворачивается и идет дальше. Это показатель их отношений: женщина, которая каждый раз сглатывает, смаргивает. Ему сейчас тяжело, ему сложно, нужно все это вытерпеть и двигаться дальше. В этом смысле она - суперженщина. Мне хотелось это сыграть, потому что во мне нет таких качеств.

То, что через энное количество лет, собравшись на даче почти в том же составе, за исключением главного героя, его друзья ведут все те же разговоры-разговоры-разговоры, мне лично напомнило сцены из чеховских пьес. Как вы считаете, такая параллель здесь уместна?

- Ведь это самое сложное, когда ничего не происходит, передать движение жизни. Чехов и гений потому, что ему это удавалось. Сюжетной линии толком нет. Мне кажется, жизнь из этого и состоит, что все неоднозначно, время сыплется как песок, и мы не можем ни ухватить, ни остановить, ни оценить иногда происходящее с нами. В этом для меня вся красота этой картины. Алексею Алексеевичу удалось это сделать, передать это, выразить дыхание времени, а это очень сложно. Я уже довольно давно в этом бизнесе (смеется) - в кино снимаюсь больше десяти лет точно, и, когда смотрю фильмы, всегда вижу все швы, все стыковки, как прыгает мысль, как дергаются ножницы у режиссера. Для меня любимый режиссер - Дэвид Линч, человек, который манипулирует сознанием. Это режиссер, понять и объяснить фильмы которого вряд ли кто сможет, в том числе и он сам. В этом смысле для меня картина «Бумажный солдат» очень достойная, потому что там начинается движение, дыхание, и оно не прерывается практически всю картину: вот ты вдохнул и выдохнул - и картина закончилась, и нет ощущения вранья, лажи, нет ощущения кинематографа. Возможно, присутствует некий «переэстетизм», но это простительно. Я главная фанатка этого фильма, пусть это нескромно, но я говорю как человек, которому есть с чем сравнивать.

Во время съемок вы могли предположить, что получится в итоге, или ничто не предвещало именно такой результат?

- Ничего не ощущалось, и мы ничего не могли предположить. Я не знала, что получится на выходе. Единственное, что я знала, это то, что я бесконечно верю Алексею Алексеевичу Герману. Именно поэтому я отдала ему на растерзание самого близкого своего друга - Мераба Нинидзе, прекрасно понимая, что Мерабу мало не покажется, поскольку все это прошла сама на "Гарпастуме". Леша - очень сложный режиссер. Это работа не в том смысле, в котором мы все понимаем, а работа с проникновением в мозг. Это поиск: никто ничего не знает, не понимает, чем это закончится, во что это выльется, как сцены решать. Проблема «режиссер – артист», или «артист – артист», «режиссер – оператор» - и такая усталость после каждого дня. Люди в поиске, в муках творчества при создании картины, которая должна быть честной, - это непросто всегда.

Так это вы познакомили Германа-младшего с актером Мерабом Нинидзе?

- Да, это моя радость. Честно говоря, я до последнего момента была уверена, что его не возьмут, потому что главный представитель русской интеллигенции в исполнении актера с ярко выраженной национальной составляющей - это было смело. Но, к счастью, у Леши свои законы, тем более что тогда был Советский Союз и понятие «советская интеллигенция» было многолико и многонационально.

Для большинства российских зрителей творческая жизнь Мераба Нинидзе после блестяще сыгранной им роли в картине Тенгиза Абуладзе «Покаяние» неизвестна. Где он работает, чем занимается?

- Он жил в Лондоне, затем - в Вене. Очень много снимается там, востребован как актер и прекрасно самореализуется. Несколько лет назад я очень хотела, чтобы мы снимались в одной русской картине, сценарий к которой был специально написан для нас с Мерабом. Однако режиссер сказал, что не возьмет грузина на главную роль, и я тоже ушла оттуда. Так что Мераб ждал своего часа и все-таки дождался! (Смеется.) Когда я прочла сценарий, сразу же увидела его в этой роли - она словно создана для него.

Как вы считаете, в чем секрет успеха, признания «Бумажного солдата» на Венецианском фестивале, как случилось, что там его поняли?

- Если кино состоялось, если тема переведена на киноязык и она попадает в цель, она начинает работать - закон один для всего кинематографа. И таких рефлексирующих интеллигентов, как вы говорите, в каждой стране такое же количество, как и в нашей. Поэтому, если это находит отклик всеми составляющими: сюжетом, историческим фоном, как снято, игрой актеров, почерком режиссера - картину поймут и примут. Просто есть хорошее кино и плохое. Я не верю, что существуют какие-то нюансы, которые могут быть не космополитичны в искусстве.

 
   
   
 
 

Объявления



Дорогие гости сайта! Если у вас есть старые журналы или газеты с интервью Чулпан Хаматовой, фотографии, старые театральные программки и т. п., или вы знаете, где такие материалы можно найти – пожалуйста, напишите нам: info@khamatova.ru. Давайте вместе сделаем сайт интереснее!

 

 

 
   

 

 

     Сайт является неофициальным.
     Авторы сайта не знакомы с Чулпан Хаматовой и не имеют
     возможности передавать ей какую-либо информацию или получать ее.

     Если Вы желаете сообщить ей что-либо лично, обращайтесь

     на официальный сайт театра "Современник".