Чулпан Хаматова
 
Новости  
Биография  
Театр  
Кино  
Другое  
Фотографии  
Интервью  
Ссылки  
Форум  
О Фонде  
 
Подари жизнь
 


  

 

 

 

     
Чулпан Хаматова > Интервью и статьи о Чулпан Хаматовой > "Невозможно оценить любовь"


 
 

"Невозможно оценить любовь"

Я встречалась с Чулпан на разных этапах её творческой и общественной жизни. Лично мне очень запомнились её роли в детских спектаклях «Театра Луны» «Фанта-Инфанта» и «Мечты маленького Робинзона», в них она была невероятно органична… А недавно, при очередной встрече, я спросила её: скучает ли она по тому периоду своей жизни?

- Очень скучаю, - ответила Чулпан, - но и понимаю, что того периода уже не вернуть. Как актриса я должна была шагнуть куда-то дальше. А удовольствие от работы в этих спектаклях получала неимоверное. Да и вообще, в этом театре только и делала, что получала удовольствие: и от коллектива, и от режиссёра… Я очень благодарна Сергею Борисовичу Проханову, что он меня, студентку второго курса, взял к себе в спектакли и по сути сделал из меня артистку. Именно благодаря тому, что я уже играла у него, после окончания института очень легко «вошла в профессию». И если говорить о мечтах, я бы очень хотела хотя бы ещё раз сыграть у Проханова свои любимые спектакли. Но, к сожалению, объять всё невозможно, на это уже нет времени. Я даже вынуждена отказываться от любимых репертуарных ролей в «Современнике» и «Сильвии» в актёрской антрепризе.

В театре у вас сложился замечательный творческий альянс с режиссёром Кириллом Серебренниковым…

- А начался он так же неожиданно, как и с Галиной Волчек! Мы случайно встретились с ним в аэропорту Шереметьево. Серебренников сказал, что мечтает со мной поработать, на что я ответила: «И я очень хочу!» Тогда Кирилл предложил почитать пьесу «Антоний и Клеопатра», многозначительно предположив, что я вполне могла бы сыграть Клеопатру. Потом у него возник проект «Голая пионерка», на который он согласился при условии, что главную роль сыграет Хаматова. И мы начали упорно репетировать. В какой-то момент предвыпускного ночного прогона спектакля в сапогах сорок шестого размера, в гимнастёрке, вся измученная, вися на нитке под потолком, я вдруг зарыдала. Меня тут же опустили вниз, но моя истерика продолжалась. Я смотрела на Кирилла и кричала: «Что я здесь делаю? Ты мне обещал Клеопатру. Обещал!!!»

Но сначала у вас всё-таки был потрясающий спектакль «Голая пионерка». Как писали потом критики, в этой работе вы – просто загляденье! Ради вашей Мухи стоило поставить этот спектакль, а зрителям стоит его посмотреть.

- Но Серебренников своё слово всё-таки сдержал. К юбилею «Современника» он выпустил свой спектакль, где я сыграла Клеопатру…

В последнее время вы всё чаще говорите о том, что недовольны тем, как вас используют в кино российские режиссёры. В каком же амплуа вы себя видите? Что вам ближе?

- Характерные роли, в которых можно ещё и пошалить. Хотя… Есть знаковые режиссёры, у которых просто интересно сниматься. Именно поэтому я согласилась участвовать в съёмках фильма Владимира Хотиненко «72 метра». И хотя у меня было всего четыре съёмочных дня, я поняла, какое же это счастье – работать с таким режиссёром! С одной стороны, я ничего нового для себя не делала. Вообще, то, что предложил Вадим Абдрашитов в моей самой первой роли в кино, и было моей «природой» на самом деле. До сих пор считаю, что это самое точное попадание в роль. А вот у Тодоровского в «Стране глухих» я даже не понимала, что надо делать. Трудновато оказалось и в «Лунном папе», потому что долго не могла нащупать жанр, в котором мы работаем, и не успевала за режиссёрским гением. Зато как это было интересно!..

И картина-то получилась замечательная!

- Да, я очень люблю и свою роль, и вообще картину.

Ваши математические знания, которые вы получили в детстве и юности, учась в физико-математической школе, а потом в финансовом институте, пригодились в жизни каким-то образом?

- Конечно, дифференциалы и интегралы я не считаю… А вот логическое мышление, естественно, помогает. Знаете, с каким удовольствием, я занималась в детстве математикой! Всё дело в том, что в нашей школе был потрясающий учитель Васильев Александр Николаевич. И его уроки математики казались куда более интересными, чем уроки литературы, хотя я с детства очень много читала и обожала литературу. Но уроки математики – это было настоящее творчество. Я считаю, что наш учитель – педагог-гений. И его ученики говорили о том, что контрольная работа – это самое сладкое слово на свете, потому что каждая контрольная превращалась у него в настоящий праздник, а каждый урок был игрой, полётом фантазии и всего прочего, что, казалось, к точной науке не имело никакого отношения. Наверное, это больше способствовало развитию моего творческого потенциала, нежели способностей к точным наукам. Именно своими уроками математики педагог сделал из меня артистку, сумев в достаточно испуганном и зажатом ребёнке открыть способность идти на риск и эксперимент…

Мы уже не раз встречались, и из наших бесед я поняла, что у вас было счастливое детство…

- Конечно! У меня – потрясающие родители, хотя и требовательные, да и в школе я училась замечательно… В своих мыслях часто возвращаюсь к этой счастливой поре. И постоянно ловлю себя на ощущениях, запахах, которые дороги мне именно с тех времён. Я вспоминаю свои дачные ощущения, мамино платье, которое воскресным утром вдруг появляется в дальней аллее… Или как я часами бродила среди сугробов по прочищенной дорожке и представляла себя Снегурочкой…

В финансовый институт после школы поступили по настоянию родителей? Или до конца не были уверены в выборе будущей профессии?

- Финансовый институт – это, можно сказать, случайность, потому что на выпускных экзаменах в школе я набрала такие баллы, которые стали автоматически вступительными. А уже потом, во время учёбы в институте, подумала: всё-таки со своим будущим я что-то не то делаю… Поэтому институт оставила – тогда я была достаточно смелой и решительной – и поступила в театральное училище.

Вы уже говорили, что очень любите литературу, особенно Цветаеву и Достоевского. Почему именно их, чем они вам так близки?

- Я влюбляюсь в книги так же, как и в людей. Но при этом оценить любовь и ответить на вопрос «почему» практически невозможно. Всё зависит от состояния души, от эмоциональной предрасположенности. То же самое можно сказать о музыке: всегда слушаешь то, что в данную минуту необходимо твоей душе. Главное, это так талантливо, что забываешь обо всём на свете…

Вам знакомо состояние депрессии?

- Конечно, я ведь – живой человек. Но, как только начинаю чувствовать её приближение, стараюсь от неё спрятаться. Но при этом не позволяю себе сразу сдаться. Иногда удаётся.

А если не удаётся?

- Бывает и такое. Я – человек эмоциональный. Может быть, поэтому и депрессия у меня получается чересчур депрессивной. Не могу убедить себе, что это состояние временное, как набежавшая на солнце тучка… Погружаюсь в это состояние до самого дна, начинаю жалеть себя, хотя знаю, что это очень опасно. В какой-то момент даже начинает нравиться, что я – в депрессии… Поэтому при её приближении стараюсь перестраховаться: приглашаю к себе друзей, особенно близких, и говорю им: «Жалейте меня и даже не спрашивайте, почему… Просто меня сейчас надо пожалеть!»

Сейчас, когда у вас подрастают две красавицы-дочки, больше приходится заботиться о них, отдавать им всё своё внимание и свободное время. Тем не менее, вы находите время на то, чтобы заботиться и о чужих детях, страдающих страшным недугом.

- Моя героиня Маша Мухина в спектакле «Голая пионерка» говорит фразу: «Вот жила-жила и самого главного не понимала, потому что самое главное – не ты сама, а коллектив»… А мне всегда хочется добавить, что самое главное – ты сама, потому что именно ты будешь страдать, именно ты пойдёшь на риск, даже ценой своей жизни… С другой стороны, заботиться о других – это наш русский менталитет, по-другому мы просто не можем. В моей жизни тоже постоянно присутствует слово «надо». Хочешь ты или не хочешь, кому надо и что надо – подобных вопросов не возникает. И фраза из книги «Как закалялась сталь», которую цитирует Маша Мухина: « Умей жить, когда жизнь становится невыносимой», порой очень связана с моей собственной жизнью.

Я убеждена, что на актёрах лежит огромная ответственность. Ведь существует достаточное число людей, которые нас любят и верят нам. Думаю, что искусство может влиять на людей.

А если честно, я всегда хотела быть врачом, хотелось «врачевать людские души». Не получилось. Зато теперь помогаю лечить детей…

Конечно, и рождение собственных детей изменило мой характер. Я стала очень ценить время. Стараюсь не пропадать сутками напролёт в театре, мне нужно увидеть девочек, поговорить с ними, искупать, уложить спать. А были периоды, когда вообще не хотелось уходить куда-то из дома, а если и уходила, то стремилась как можно быстрее к ним вернуться. Но я стала по-другому относиться и к чужим детям, больше не могу оставаться равнодушной к тому, что некоторые из них тяжело болеют.

Придите один раз в больницу и посмотрите на этих детей! Объяснять уже ничего не надо. Просто, глядя на эти лица, понимаешь, что ты без них уже не можешь, и от твоих поступков будет зависеть их жизнь… Жизнь, буквально! И эти дети – они прекрасны, они хотят жить! Вот и всё. А я как человек известный могу что-то для них сделать… К счастью, у нас есть ещё врачи, которые поднимают свою профессию чуть ли не на поднебесный уровень. Я познакомилась с этими людьми и поняла, что нужно срочно что-то делать. Жить и работать в таких условиях невозможно! Они любят детей, помогают им, болеют за них. Не понимаю, как врачи живут на те зарплаты, которые получают, и при этом всё выдерживают, несмотря на равнодушие чиновников, к которым обращаются. Обращаются ведь не со своими проблемами, а отстаивают интересы детей. Конечно, этим замечательным людям помощь была необходима. До встречи с ними я была уверена, что рак крови – это смертельный диагноз, а потом у меня стали открываться глаза. И очень захотелось, чтобы и другие люди об этом узнали и поняли. Даже те, кто не располагает лишними деньгами, могут поделиться с больными детьми своим временем и теплом, что для них крайне важно и необходимо.

Вы умеете жить «здесь и сейчас»? Или любите возвращаться в прошлое и мечтать о будущем?

- Я всегда стараюсь жить «здесь и сейчас»! Но при этом продукты всё равно покупаю «на завтра»…

Удивительно переплетается судьба Чулпан с судьбой Лары из пастернаковского романа, который прошёл на российских телеэкранах и вышел на DVD. Она – такая же независимая, вольнолюбивая, ищущая и бесконечно трогательная в отношениях с близкими и со своим ребёнком. Ещё студенткой Чулпан вышла замуж за Ивана Волкова, своего однокурсника, клоуна из труппы Вячеслава Полунина. Чулпан признавалась в своих интервью, что у них была сумашедшая любовь, но жили они всё время порознь: он гастролировал с театром Полунина по всему миру, она – постоянно улетала на съёмки. Чулпан долго не могла позволить себе рождение ребёнка. И всё же их связывала какая-то особая искра в отношениях. Потом родилась Ариша, и, казалось бы, жизнь должна была вывести семью на новый уровень. Как раз в это время Чулпан репетировала спектакль «Мамапапасынсобака». Но съёмки на Западе снова позвали актрису за границу. И вдруг новость – Чулпан рассталась со своим супругом и уехала с маленькой дочкой. Она работала тогда в австрийской картине «Озерн». А ещё некоторое время спустя по Москве поползли слухи, что Чулпан снова ждёт ребёнка. Именно там, в Австрии, она встретила своего загадочного «лунного папу», отца своей второй дочери, которого, почти так же, как в картине всё семейство девушки, на протяжении нескольких лет безуспешно пытались «вычислить» представители «жёлтой прессы».

 
   
   
 
 

Объявления



Дорогие гости сайта! Если у вас есть старые журналы или газеты с интервью Чулпан Хаматовой, фотографии, старые театральные программки и т. п., или вы знаете, где такие материалы можно найти – пожалуйста, напишите нам: info@khamatova.ru. Давайте вместе сделаем сайт интереснее!

 

 

 
   

 

 

     Сайт является неофициальным.
     Авторы сайта не знакомы с Чулпан Хаматовой и не имеют
     возможности передавать ей какую-либо информацию или получать ее.

     Если Вы желаете сообщить ей что-либо лично, обращайтесь

     на официальный сайт театра "Современник".