Чулпан Хаматова
 
Новости  
Биография  
Театр  
Кино  
Другое  
Фотографии  
Интервью  
Ссылки  
Форум  
О Фонде  
 
Подари жизнь
 


  

 

 

 

     
Чулпан Хаматова > Интервью и статьи о Чулпан Хаматовой > "Я счастливая актриса, я люблю все свои роли"


 
 

"Я счастливая актриса, я люблю все свои роли"

Одна из самых востребованных актрис в российском театре и кино Чулпан Хаматова в последнее время интервью дает нечасто, однако для журнала «Росбанк» согласилась сделать исключение. Наша встреча состоялась в ее гримерной перед спектаклем. Мы говорили о театре, где первична душа, о кино, где количество дублей не связано с искусством, о приглашении Питера Штайна, против которого был «Лунный папа», и о сказках под музыку Баха и Бетховена...

Есть ли для вас в уходящем году такое событие, о котором вы даже спустя годы могли бы сказать: "Да, я хорошо это помню - это было в 2006 году"?

- Да, у меня есть такое событие. Это выпуск спектакля "Антоний и Клеопатра" в театре "Современник". Я думаю, что для многих артистов годы запоминаются по премьерам. Как только вспоминаешь премьеру, сразу же накатывают ассоциации, потому что везде разные актеры, разная атмосфера, каждый спектакль готовится по-разному. И еще два года, которые я буду помнить всегда, - это рождение детей. Все остальное...

Спектакль "Антоний и Клеопатра" имеет для вас особое значение?

- Да, это очень важная для меня премьера. Именно в этом проекте я поняла, что иногда нужно уметь принимать внутри себя то, что ты можешь быть не первой и даже не второй скрипкой. Что тема самого спектакля может быть важнее, нежели твое актерское проявление и демонстрация спектра твоих способностей. В этом смысле спектакль - моя возможность высказаться по поводу современной политики, как я ее понимаю. Я могу ошибаться. Но на сегодняшний день мы, актеры, понимаем ее так, как говорим об этом со сцены.

Вы хотите сказать, что политическая составляющая спектакля важнее, чем любовь и прочее?

- В этом спектакле - да, и с этим тоже надо было смириться. Этот спектакль не про Клеопатру, не про Антония и не про любовь. Мне кажется, что в пьесе вообще любви заложено очень мало, не очень сделан на этом акцент, автор не дал артистам этой возможности. История, по сути, начинается с финала, с того, что люди разъезжаются, и дальше они не вместе. Небольшие, крохотные сцены ссор, скандалов и опять ссор, и смерти в конце. Через это все показать любовь очень сложно. Самое главное, что герои абсолютно не вместе, почти чужие внешне, но в конце ради этой любви готовы потерять жизнь. Это, конечно, шекспировские страсти. И нужно, чтобы зрители поверили. Они любят друг друга. Это решилось на небесах, и это не обсуждается. У Шекспира - это данность, которую надо принять и которая не раскрывается, как, может быть, в пьесах Чехова. Ни один более или менее психологический театр не способен это оправдать.

Вы всегда подчеркиваете, что вы театральная актриса, и в ваших высказываниях о кино нередко присутствует неприязнь. На вас давит технологичность кинопроцесса?

- Кино очень связано с бизнесом, с такими понятиями, как откат, прокат и прочее. Требовать от коммерческого производства, чтобы оно было в поиске, открывало какие-то новые формы, очень сложно. Театр с бизнесом не так связан. Там тоже присутствуют элементы производства, но душа все же первична. Конечно, и в кино встречаются какие-то редкие исключения, когда режиссер внутри себя говорит: "Я свободен, я художник, я не завишу от продюсера. Я буду делать это кино таким хорошим, пока сам не смогу убедиться, что оно хорошее. Я буду делать такое количество дублей, пока сам не пойму, что это количество дублей соответствует результату".

Они есть, эти режиссеры, но их становится все меньше, потому что не всякий продюсер выдержит такую нагрузку, как свободный художник. Потому что каждый день стоит денег, каждый новый дубль тоже стоит денег. Режиссеру часто приходится довольствоваться двумя дублями и дальше: нравится не нравится - спи, моя красавица. В картину идет итог двух дублей, отпущенных по смете. Поэтому режиссер должен быть очень сильным, чтобы выдержать давление бизнеса. И верить в себя. Верить, что кино - ИСКУССТВО. А это очень трудно, и таких режиссеров мало.

Одна из замечательнейших киноактрис Марлен Дитрих, скорее всего, не стала бы столь известной, если бы не особые операторские ухищрения, скрывавшие недостатки ее внешности. Сейчас кино с актерами уже так не нянчится?

- Конечно. Хотя на "Меченосце" оператору и режиссеру принципиально важным было сделать из меня красивую героиню, и они были очень внимательны ко мне. Но это исключение, связанное с моей ролью. Я должна была быть красивой. И никакой нагрузки на мне другой не было. Филипп (Филипп Янковский - режиссер фильма "Меченосец") пристально к этому относился. А так никого это не волнует.

А с тем, что упрощение отечественных шедевров может стать условием известности и славы этих шедевров на Западе, согласитесь? Я имею в виду дискуссии по поводу второй версии "Тихого Дона".

- Что касается театра, то отнюдь нет. Петр Фоменко и Анатолий Васильев (которого, между прочим, выгоняют из своего театра) представляют на сегодняшний день русский театр, и я не могу сказать, что они для своей мировой славы делали какие-то специально упрощенные варианты спектаклей. Едва ли. Я думаю, что сегодняшний российский зритель как раз намного безграмотнее, чем зритель европейский. Даже не думаю, а уверена, к сожалению. Зачем же еще и упрощать? А в кино все диктует Голливуд, и если ты хочешь всемирной славы, то нужно ехать в Голливуд. А в Голливуде нужно забыть про свои достоинства и делать только то, что от тебя требуют. Опять-таки их рынок хочет видеть русских сегодня либо проститутками, либо беженками, и ничего с этим клише не сделаешь. Если ты хочешь "голливудской" славы, ты должна согласиться с тем, что везде будешь играть именно такую русскую. Причем играть с сильным акцентом, какого у тебя, может быть, и нет.

Да, можно понять, почему русские актеры не торопятся в Голливуд. Но почему вы отказались от приглашения знаменитого Питера Штайна сыграть в его спектакле Офелию?

- Я не отказывалась, я согласилась. Но мы не успели снять картину "Лунный папа", мне пришлось извиниться и остаться, чтобы закончить картину. Я не отказывалась, очень хотела играть у него. Мне было интересно. Но я встала перед выбором: или я отказываюсь от работы со Штайном, или я бросаю картину, и все усилия нашей съемочной группы, которые были затрачены в течение нескольких месяцев, просто исчезают. Фильм снимался в специально построенном городке в Таджикистане, съемки нельзя было откладывать до весны, так как зимой все декорации разрушились бы, и от городка ничего бы не осталось. Да, обстоятельства сложились именно так: либо нет картины "Лунный папа", но я работаю со Штайном, либо нет Питера Штайна, но есть картина "Лунный папа". В этом смысле я сильно мучилась. Дело не в сопоставимости того и другого, просто я не могла подставить режиссера, это было бы чудовищно жестоко с моей стороны по отношению ко всем, кто участвовал в фильме. И еще - я сама очень любила этот проект. Поэтому я не отказывалась от приглашения Питера Штайна. Просто так сложились обстоятельства.

Иногда роль таких обстоятельств играют предубеждения. Алла Демидова жалела, что отказалась сыграть дурочку в "Андрее Рублеве", потому что по сценарию надо было делать неприемлемые для актрисы вещи. Существуют ли для вас, скажем так, профессиональные табу? На какие роли вы никогда не согласитесь?

- У меня нет таких ролей, все зависит от режиссера. У какого-то режиссера я и Джульетту не соглашусь играть, а у какого-то режиссера даже деревце сыграю. Мне кажется, что режиссер важнее, чем роль. Я сегодня на таком этапе, что не верю в чудеса, и думаю, что режиссер - это самая главная составляющая. Но плохой режиссер, бездарный и амбициозный, может испортить все самое лучшее, что есть в материале, в роли, в пьесе.

Какая из сегодняшних работ вам ближе всего?

- Я "обожаю" этот вопрос, потому что он примерно адекватен тому, когда вас спрашивают: вот у вас есть дети, кого из них вы любите больше всего? Мне сложно сказать. Я счастливая актриса, я люблю все свои роли. Каждую поразному. Каждая окрашена в свой цвет. В театре я очень счастливая актриса. Это я могу сказать однозначно. Не все артисты, я думаю, в таком положении. И многие из них делают то или иное по обязанности. Мне повезло. Даже если я нахожусь в самом уставшем состоянии, все равно я выхожу на сцену и получаю удовольствие. От каждого спектакля свое. Наверное, мне нужна эта порция адреналина, который снимает любой стресс. Я вообще не понимаю, как и чем живут люди, у которых нет никакого эмоционального выхода. Они все время держат все в себе. Ну, мужчины на футбол или на хоккей ходят. А женщины? Куда они ходят?

Почему вы так редко даете интервью?

- Основная причина в том, что журналистам очень нужно выдумать на потребу читателям некий персонаж, который ничего общего со мной лично не имеет. Они не хотят замечать хороших или просто нормальных сторон тех или иных артистов, музыкантов, художников, кого хотите. Да, я - не ангел и не самый лучший человек на земле. У меня много недостатков. Но придумывать мне еще - кроме тех, что у меня есть,- мне не нужно. Когда-то я искренне была уверена, что мое слово может помочь людям разобраться в моем творчестве, что их интересует моя работа, но этот период длился недолго. Я поняла, что многим журналистам интересна не я, а как на мне заработать. У них свои задачи, а я остаюсь не у дел. Так зачем же общаться с теми, кто готов испортить тебе настроение ради красного словца, жареного-пареного. Слава на уровне нашей прессы никому не нужна. Она ничего не дает в нашем государстве. Вообще ничего. Лучше я буду с друзьями пить чай и общаться с теми, кого люблю. Уж без прессы я обойдусь, это точно.

Удается ли вам при такой напряженной жизни уделять время дочкам?

- Это обязательно. Перед сном, а иногда и днем, если удается, мы читаем сказки. Под классическую музыку, в основном Баха или Бетховена. Я, кстати, всем советую. Сейчас мы читаем "Снежную королеву" Андерсена. Не адаптированный и не детский вариант, а тот первоначальный, без купюр. Со всеми нюансами, иногда даже мне не понятными. Вот, например, принцесса дала Герде кучера, лошадей, золотую карету и форейтора. Кто такой форейтор?

Как Ася и Арина относятся к вашей профессии? Вы хотели бы их видеть актрисами?

- Пока без проблем. Никаких претензий не имеют. Мне не хотелось бы, чтоб они выбрали актерскую профессию. Это очень тяжело. Ну, если их будет тянуть на сцену так же, как меня, тогда уж ничего не поделаешь. Препятствовать не буду. Но если будут сомнения, я ни в коем случае не буду подталкивать: "Давай, ты будешь артисткой".

Где вы будете в этом году праздновать Новый год?

- В этом году Нового года опять не будет, благодаря любимому театру. Потому что 2 января у меня спектакль, нужно сидеть в Москве, и я никуда не уеду. Но я очень люблю праздники, дни рождения всех своих друзей, обожаю дарить подарки. У меня и в детстве любимыми праздниками были день рождения и Новый год. Вообще, я хочу уехать к маме в Казань. Думаю, что уеду, а 2-го прилечу.

А как вы к Новому году будете готовиться?

- Мы будем делать игрушки, украшать дом. Просто пока из-за погоды нет настроения. Как только придет снег, мы, конечно, начнем готовиться к Новому году.

У вас есть какой-то любимый тост перед Новым годом? Или пожелание?

- Есть традиция: на бумажке пишется, что хотелось бы в будущем году, затем бумажка поджигается, а пепел кидается в шампанское. И шампанское надо выпить залпом. А из пожеланий у меня только одно - что-бы никто не болел.

Представьте себе, что на Новый год Дед Мороз предоставил вам машину времени и сказал, что у вас есть возможность участвовать в спектакле или сняться в картине любых трех режиссеров прошлого на выбор? К кому бы вы обратились?

- Из прошлого? Не знаю. Но, безусловно, я хотела бы, чтобы меня заметил Феллини. Ходила бы к нему на все кастинги. Потом Бергман, такое полярное желание. Из театральных режиссеров?... Трудно сказать...

Может быть, Мольер или Шекспир?

- Мольер? Нет. Я не люблю классицизм. А во времена Шекспира театры вообще были, как публичные дома. Да и женщин в театре не было, все женские роли играли мужчины.

Ну, если вы выбрали Феллини и Бергмана, тогда третьим, вероятно, стал бы Андрей Тарковский?

- Да. Ужасно хотелось бы сниматься у такого режиссера. Я согласилась бы даже на то, от чего Демидова отказалась. (Смеется.)

 
   
   
 
 

Объявления



Дорогие гости сайта! Если у вас есть старые журналы или газеты с интервью Чулпан Хаматовой, фотографии, старые театральные программки и т. п., или вы знаете, где такие материалы можно найти – пожалуйста, напишите нам: info@khamatova.ru. Давайте вместе сделаем сайт интереснее!

 

 

 
   

 

 

     Сайт является неофициальным.
     Авторы сайта не знакомы с Чулпан Хаматовой и не имеют
     возможности передавать ей какую-либо информацию или получать ее.

     Если Вы желаете сообщить ей что-либо лично, обращайтесь

     на официальный сайт театра "Современник".