Чулпан Хаматова
 
Новости  
Биография  
Театр  
Кино  
Другое  
Фотографии  
Интервью  
Ссылки  
Форум  
О Фонде  
 
Подари жизнь
 


  

 

 

 

     
Чулпан Хаматова > Работы в театре > Гроза > Дикарка


 
 

Дикарка

В "Современнике" "Грозу" готовили, кажется, целый сезон. Ожидалось что-то необычное. Было ясно, что постановщик Нина Чусова не та старательная, прилежная ученица, которая постарается сохранить и дух, и букву Островского. Так оно и вышло. Чусова поставила "фантазию" на тему "Грозы", избавив себя тем самым от излишних нареканий.

Сцена из спектакля "Гроза" в театре "Современник" - Фото Александра Иванишина В том, что Чусова хотела уйти от традиционного Островского, который мог показаться ей несколько тяжеловесным, есть свой резон. Прокрутив перед началом спектакля в фойе театра бытовой фильм по "Грозе" 1933 года, в котором играют легендарные актеры, Чусова как бы сказала: в этой манере мы не работаем и работать не собираемся. И вся первая часть спектакля ушла у нее на то, чтобы содрать с Островского кожу. Поэтому зрелище получилось действительно неожиданным. Одна декорация чего стоит. Наглухо заколоченное и закрытое пространство (художник Александр Бродский): по заднику сцены и по бокам кулис - удручающе-унылые и однообразные линии балконов с лестничными переходами, все имеет какой-то "привкус" металла. И напоминает фантастический завод. Здесь бы играть "Терминатора", а не лирическую русскую драму. А Катерина Чулпан Хаматовой вся какая-то ощерившаяся, взъерошенная, словно влетела сюда, почти не разгримировываясь и не сменив манеры из предыдущего спектакля Чусовой "Мамапапасынсобака", и продолжает играть роль дерзкого, хулиганистого мальчишки. Курит, чуть не сплевывая на пол. Голос, как у лесной кикиморы из детских страшилок. Делает кульбиты. Лазает по лестницам, кубарем летает с балкона. В общем, резка и одержима. А когда вспоминает, как жила у родителей в детстве (обычно это произносят очень лирично и нараспев), то подчеркивает "крутость" своего характера, непокорность и отчаянность. Не Катерина Островского, а какая-то дикарка. Лирики никакой нет. Нет светлых щемящих нот. Даже знаменитое "почему люди не летают так, как птицы" выкрикивает так, словно чертыхается, поскользнувшись и растянувшись на полу. А позднее, кстати, эту фразу произнесет еще раз Кабаниха Елены Яковлевой - серьезно и задумчиво, так, как следовало бы произнести Катерине. Но тут все перевернуто с ног на голову. Переиначено и перекроено. "Фантазия".

Рассказывая о любви Катерины и Бориса, Нина Чусова выстроила очень лиричную и щемящую, почти балетную сцену их встречи, которая происходит в клетке с голубями, висящей под самыми колосниками. Любовь оказалась столь пронзительной, что наглухо заколоченное фантастическое пространство открылось окошками с белыми воздушными занавесками, развевающимися на ветру. На этом закончился первый акт. А во втором "фантазия" развивалась дальше. И пришла, наконец, к трагическому финалу, когда Катерина должна броситься в Волгу. Но тут Волги никакой нет, а есть тонкая веревочная лестница, ведущая вверх, под колосники, по которой и поднимается Катерина, словно к Господу Богу.

Что сказать о таком спектакле? Он может вызвать много нареканий и иронии. Чусова так смело уходит от стереотипа классической пьесы, что "поймать" ее на каких-то чрезмерностях ничего не стоит. Но все же ее "фантазия" правомочна. Потому что классические пьесы у ее поколения режиссеров вызывают оправданный страх. Сегодня не время "большой" классики. Противоречивость "Мещан" в постановке Кирилла Серебренникова - тому хорошее подтверждение. Чусовой можно предъявить претензии только в том, что она лишила свою Катерину нашего сопереживания. Но она заставила нас сопереживать другой героине, Кабанихе, которую во все времена изображали властной, жестокой старухой.

Елена Яковлева, играя мягко, с неподражаемым юмором, создает образ опекающей матери, любящей своего сына и переживающей за него. В финале ей тоже уготована драма. Измена Катерины Кабаниху затронула очень глубоко. Обнимая Тихона, как маленького ребенка, Кабаниха сидит с ним в той же голубятне под потолком, где происходила встреча Катерины и Бориса, и эта сцена читается символически. Кабаниха с Тихоном - тоже жертвы. "Почему люди не летают так, как птицы?" - этот вопрос остается здесь без ответа. Такова, очевидно, трагическая закономерность жизни.

Нина Чусова: "Я ставила спектакль о силе желания"

Режиссер настолько ошеломила необычностью своего подхода к знаменитой пьесе, что после спектакля захотелось задать ей несколько вопросов.

- Скажите, до какой степени может режиссер чувствовать себя свободным по отношению к классике?

- Если режиссер что-то придумывает ради самих придумок, то это неправильно. А если он хочет вложить какой-то новый смысл в соответствии с изменившимся временем, тогда изменения, вносимые им в классику, оправданны. Когда-то Катерина была "лучом света в темном царстве". Сегодня можно увидеть в ней разрушительницу. Она разрушила дом, очаг, все, что казалось прочным и приносило покой. Меня не интересовали в пьесе социальные темы. Я ставила спектакль о силе желания, которое привело к разрушительным последствиям.

- Ваш подход к Кабанихе тоже идет вразрез с традицией. Что для вас означает этот образ?

- Кабанова в нашем спектакле - еще молодая женщина, вдова, которая ради сына отказывается от себя. Она хочет сохранить дом, устои, мораль.

- Но это очень далеко от того образа "темного царства", который Кабаниха собой олицетворяет. Вы искренне считаете, что "темного царства" больше нет?

- Да, вполне искренне. И чем искренней режиссер в своих высказываниях, тем он свободней. Надо понять, какие энергии заложены в пьесе. И найти ключ к разгадке этих энергий. Я это и пыталась сделать.

 
   
   
 
 

Объявления



Дорогие гости сайта! Если у вас есть старые журналы или газеты с интервью Чулпан Хаматовой, фотографии, старые театральные программки и т. п., или вы знаете, где такие материалы можно найти – пожалуйста, напишите нам: info@khamatova.ru. Давайте вместе сделаем сайт интереснее!

 

 

 
   

 

 

     Сайт является неофициальным.
     Авторы сайта не знакомы с Чулпан Хаматовой и не имеют
     возможности передавать ей какую-либо информацию или получать ее.

     Если Вы желаете сообщить ей что-либо лично, обращайтесь

     на официальный сайт театра "Современник".