Чулпан Хаматова
 
Новости  
Биография  
Театр  
Кино  
Другое  
Фотографии  
Интервью  
Ссылки  
Форум  
О Фонде  
 
Подари жизнь
 


  

 

 

 

     
Чулпан Хаматова > Работы в театре > Гроза > Луч анархии в царстве порядка


 
 

Луч анархии в царстве порядка

Чулпан Хаматова в спектакле "Гроза" театра "Современник" - Фото: Владимир Луповской

Перед началом представления в фойе "Современника" крутили фильм "Гроза", снятый на ленинградской фабрике "Союзфильм" около семидесяти лет назад. На экране мелькали крестьянские зипуны, старомодные ветхие шушуны и цветастые бабьи платочки, и великая Алла Константиновна Тарасова распевно читала свое "Отчего люди не летают?".

Если перед входом в зал демонстрируется один из традиционнейших образцов обращения с классической пьесой Островского, то внутри, будьте уверены, развернется нечто совершенно противоположное. Особенно если учесть, что за постановку "Грозы" взялась столь бедовая девчонка, как Нина Чусова, чей режиссерский почерк отличается легкомыслием и беглостью. Первое, что она совершила с пьесой, – вписала панковский значок анархии в середку слова "Гроза", в самый бублик буквы "О".

Катерина, сыгранная Чулпан Хаматовой, – это, по чусовскому замыслу, и есть луч анархии в царстве порядка. Хриплый смешок, сигарета в зубах, всклокоченная проволока жгуче-черных волос – это девочка-панк, томящаяся от скуки в приличном семействе. Впрочем, в приличном ли? Кабаниха (Елена Яковлева) хоть и зачитывает отрывки из "Домостроя" вроде наставительно, но со смешком, с ёрничаньем. Какая уж из нее тиранша? Шуткует мамаша, это и слепому ясно.

"Грозу" принято называть русской трагедией, и, если покопаться, ее даже можно свести к традиционному классицистскому конфликту долга и чувства. Совершив анархистскую революцию в "темном царстве" города Калинова, Чусова напрочь изничтожила этот конфликт. Если долга нет, то этой Катерине все позволено. Дело, собственно, лишь в одном – во всепожирающей, иссушающей страсти, жертвой которой становится героиня Хаматовой. Для создания полноценного спектакля этого оказалось недостаточно, но следить за Хаматовой – занятие захватывающее.

Главный звук этого спектакля – нежный клекот голубей, запертых в подвешенных на вышине клетках (сценография Александра Бродского). Главный цвет – угрожающая краснота печек-буржуек, подмигивающих из каждого уголка сцены, – что-то вроде намека на ту геенну, которой грозила в пьесе Островского сумасшедшая Барыня. Ее, как и прочих эпизодических лиц, Чусова, впрочем, безжалостно истребила, но зато ввела взамен славное трио Дуняшек, повсюду увивающихся за Марфой Кабановой. Вообще, кажется, что все женщины в спектакле Чусовой принадлежат к славному отряду ведьм и что это именно они вызывают грозу своими заговорами. Когда Марфа Кабанова в финале спектакля поинтересуется у Катерины, "отчего люди не летают", вопрос покажется естественным. Уж у ведьм-то способность летать развита прекрасно, а люди – те и в самом деле отчего-то не летают.

 
   
   
 
 

Объявления



Дорогие гости сайта! Если у вас есть старые журналы или газеты с интервью Чулпан Хаматовой, фотографии, старые театральные программки и т. п., или вы знаете, где такие материалы можно найти – пожалуйста, напишите нам: info@khamatova.ru. Давайте вместе сделаем сайт интереснее!

 

 

 
   

 

 

     Сайт является неофициальным.
     Авторы сайта не знакомы с Чулпан Хаматовой и не имеют
     возможности передавать ей какую-либо информацию или получать ее.

     Если Вы желаете сообщить ей что-либо лично, обращайтесь

     на официальный сайт театра "Современник".