Чулпан Хаматова
 
Новости  
Биография  
Театр  
Кино  
Другое  
Фотографии  
Интервью  
Ссылки  
Форум  
О Фонде  
 
Подари жизнь
 


  

 

 

 

     
Чулпан Хаматова > Работы в театре > Гроза > Воля к страданию


 
 

Воля к страданию

В "Современнике" сыграли премьеру "Грозы"

В воскресенье вечером Владимир Путин с супругой посетили театр "Современник", где давали премьеру "Грозы". "Фантазии на тему пьесы А.Н. Островского" - обозначен жанр спектакля на афишах и программках, а вместо буквы "О" в названии - кружок, в котором "барахтается" "А" - анархистская "птичка".

Кабаниха (Елена Яковлева) пытается донести прелести "Домостроя" до сына Тихона (Максим Разуваев) и жены его Катерины (Чулпан Хаматова).
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) О чрезвычайном характере события понимали уже на дальних подступах к театру и задолго до начала спектакля: запрещали парковаться около театра с обеда (как выяснилось, именно днем в "Современнике" узнали о визите высокого гостя), вдоль Чистопрудного бульвара, с той стороны, которая выходит к театру, через каждые десять метров на газоне стояли омоновцы, около парадного подъезда ходили плотные молодые люди в штатском, а из небольшого микроавтобуса выглядывали одетые в камуфляж сотрудники какого-то главного спецподразделения, которые в бинокль рассматривали крыши прилегающих домов. На всякий случай зрителей пускали через одну-единственную дверь, отчего у входа случилось столпотворение. В премьерном зале, расписанном, как обычно, "под завязку", около ста мест пришлось отдать службе охраны (возможно, охранников было меньше, но плотность их присутствия очень чувствовалась). По соображениям безопасности в антракте публику на улицу не выпускали, так что весь зал на три часа оказался в заложниках у главного зрителя.

Сам президент, наверное, всех этих неудобств не почувствовал: он приехал в театр с супругой около семи часов, но начали с обычной для премьеры задержкой примерно в 20 минут. Сорокаминутный антракт президент провел в правительственной ложе, кажется, впервые используемой "по прямому назначению". Антракт на "Грозе" всегда будет долгим: дело в том, что монтировщикам приходится полностью разбирать то ли трех-, то ли четырехэтажную грандиозную капитальную конструкцию, придуманную художником (и архитектором) Александром Бродским, а вместо нее укрепляют огромный - во всю высоту сцены - полиэтиленовый мешок, в который во втором акте "утекает" ни на секунду не прекращающийся дождь.

Появление президента с супругой в ложе после антракта публика встретила аплодисментами (возможно, таким образом зал приветствовал решение президента досмотреть спектакль до конца: "Гроза" Нины Чусовой все-таки весьма далека от канонического текста известной со школьных лет пьесы). Увидев в партере Владимира Спивакова, Владимир Путин поприветствовал его лично.

По окончании президент пригласил участников спектакля - Елену Яковлеву, Чулпан Хаматову, Максима Разуваева, Ульяну Лаптеву, режиссера Нину Чусову и художника Павла Каплевича. Поблагодарил, сказав, что постановка, конечно, современная, необычная, но масштабная. По словам участников, все было скромно, без пафоса и интеллигентно.

После чего те, кто успел выйти на улицу, стали свидетелями "театрального разъезда": бульвар перегородила машина милиции, по рациям прозвучала команда "на выход", на проезжую часть вышли плотно сложенные люди и достали автоматы из невзрачных черных сумок, еще один вооруженный автоматом спецназовец в камуфляже двинулся в народ. Одна за другой стоянку театра покинули больше десятка машин. Спустя несколько минут движение по бульвару было открыто.

В это время актеры вернулись в зал: начался капустник, приготовленный ко дню рождения Нины Чусовой: визит президента стал для нее своеобразным подарком.

Остается добавить, что "Гроза" - уже второй спектакль по Островскому, который выбирает для своего главного зрителя администрация президента: около месяца назад Владимир Путин с супругой побывали во МХАТе имени Чехова на "Последней жертве". Надо отдать должное тем, кто составляет театральную программу президента: даже когда на проверку времени нет (в воскресенье состоялась первая - официальная - премьера "Грозы"), удается выбрать лучшее.

Меньше всего хотелось бы, чтобы в светском трепе затерялись слова о спектакле (в присутствии президента даже самые "случайные" слова о России или о "нашей жизни" мгновенно "набухали" политическим смыслом).

Воскресная премьера в "Современнике" - событие, важное не только для журналистов так называемого кремлевского пула. Чтобы не тянуть: в "Современнике" сыграли, быть может, лучшую премьеру сезона. И уж точно - одну из лучших (вообще у Чусовой сегодня удачнее всего получается ставить именно здесь).

Говорят, в процессе репетиций некоторое число исполнителей успело отсеяться, а сами репетиции Чусова начала с обещания побороться с каноническим текстом. Подозрения были тем основательнее, что в последнее время Чусова начала работать "на два фронта": одни спектакли - для искусства, другие, по собственному ее признанию, она ставит, чтобы "срубить бабки". Зрителю остается гадать: какую же из двух целей ставила она перед собой в этот раз?
В этом смысле "Гроза" - "для искусства".

Это спектакль, в котором Островский слышен, несмотря на купюры, добавление домостроевских текстов (говорят, изученных постановщицей до дыр) и сцен из "Снегурочки", а его герои - изменились снаружи, но сохранили, как говорится, внутреннее содержание, слова и смыслы. Перевернув все с ног на голову, отдав, например, роль Кабанихи - Елене Яковлевой, Катерины ("Петровны!" - как, не позволяя усомниться в строгости и силе характера, добавляет она при первом свидании с Борисом) - Чулпан Хаматовой, Тихона - Максиму Разуваеву, а Бориса - Юрию Колокольникову, Чусова "не потеряла" ни конфликта, описываемого Островским, ни трагического противостояния. В нем даже музыка "Пан-квартета" слышится как "переговоры" и "переборы" не умиротворяющей, закипающей и кипящей (где-то под крышкой) стихии. Голуби, которые на протяжении всего спектакля гулят в нескольких просторных клетках под самыми колосниками, так и остаются на недосягаемой высоте и чистоте: те самые птицы, которые летают.

"Почему люди не летают?" - зло спрашивает Катерина, сорвавшись с лестницы, в начале спектакля. В финале знаменитый монолог Катерины читает Кабаниха. Чусова их все время сравнивает и сопоставляет: любовное свидание Катерины и Бориса разворачивается в одной из голубятен, туда же под конец заталкивает Тихона мать, притягивает его голову к себе и жалеет, как маленького, неразумного. Для Катерины-Хаматовой любовь - и освобождение то ли от бесов, то ли от каких иных оков (в начале спектакля она - ломкая, судорожная, так что каждый жест, поворот головы или тела дробится на несколько "частей", а в финале, ближе к трагической развязке, в ее движениях появляется свобода и плавность) и - смерть. Невероятная техническая изощренность в ее игре и в игре Елены Яковлевой сочетаются с невиданной же, если угодно, полнотой и подробностями психологической школы. Но обаятельны и понятны в спектакле все все (или - почти все): и деревенский франт Кудряш (Дмитрий Жамойда), и почти карикатурный злодей Дикой (Владислав Ветров), и изобретатель "перпетуум мобИле" Кулигин в затертых и грязных очках на веревочках (Александр Олешко), и сластолюбивая Варвара (Ульяна Лаптева), для которой разговоры о грехе и уговоры равны и приятны, как собственное грехопадение.

"Старомодная трагедия" оказывается злободневной, причем с самых разных сторон: это и история о сильных русских женщинах и слабых мужчинах, и о трагической страсти, которая всегда требует жертв, и о свободе, которая приносит страдание. А еще - о театре "Современник", театре-полиглоте, чутком к самым разным стилям и направлениям, для которого в искусстве, кажется, не существует понятия "чужого".

 
   
   
 
 

Объявления



Дорогие гости сайта! Если у вас есть старые журналы или газеты с интервью Чулпан Хаматовой, фотографии, старые театральные программки и т. п., или вы знаете, где такие материалы можно найти – пожалуйста, напишите нам: info@khamatova.ru. Давайте вместе сделаем сайт интереснее!

 

 

 
   

 

 

     Сайт является неофициальным.
     Авторы сайта не знакомы с Чулпан Хаматовой и не имеют
     возможности передавать ей какую-либо информацию или получать ее.

     Если Вы желаете сообщить ей что-либо лично, обращайтесь

     на официальный сайт театра "Современник".